Путешествие на Полярный Урал. Тур «Каньон НияЮ». 25-26 июля 2018. День седьмой-восьмой.

День седьмой.

Просыпаюсь как обычно, по будильнику. В первый раз за всё время похода в палатке не жарко, так и тянет прилечь и подремать еще часик. Мысленно хлестнул себе по щекам и нехотя вылез из нашего временного дома. На берегу красота, река журчит, солнце не печет, вот такая погода мне больше по душе, аж петь хочется.

Река Большая Уса. Наше место стоянки. 25 июля 2018

Отправляюсь за водой, Алена обещала сегодня сварить уху из щуки, пойманной на озере рядом с каньоном Нияю, поэтому в мои утренние обязанности входит только развести костер и вскипятить воды. Заодно и умылся у речки.

Наш завтрак и будущий обед. Уха из щуки, жареная щука.

Пока закипала вода, и просыпались остальные, успел побегать по берегу и пофотографировать. Особенно долго возился с кастиллеей, хотелось сделать красивый снимок для дальнейшего использования в паблике и сайте. Вообще, при дневном свете наша стоянка усыпанная цветами приобрела совсем иной вид, нежели вчера вечером.

После завтрака традиционный чай, так-то у нас в меню помимо чая всегда бывает еще и кофе с киселями, но сегодня хочется больше чаю с лимоном. Заливаем кипяток в термосы, это на дневной перекус, заодно пожарили на будущий обед щуку. Я бурчу про то, что уже надоело питаться рыбой, чем вызываю смех Николая, он отлично знает моё отношение к рыбным блюдам.

Николай употребляет чай.

Часов в десять-одиннадцать выплыли, торопиться некуда, проплыть нам сегодня надо всего километров двенадцать, за три года это в первый раз, когда можно плыть просто в своё удовольствие. Поэтому продвигаемся неторопливо, частенько сушим весла и даём нести наш катамаран течению. Болтаем о том и о сём, по берегам по-прежнему очень много дикого лука, это напомнило мне про статью, которую читал, не помню где и когда, что дикий лук очень ценится в Москве (уж не знаю, насколько это правда, за что купил, за то и продаю). Начали развивать бизнес-идею, приезжать сюда и собирать лук, консервировать, а потом продавать по спекулятивной цене.

Не спеша плывем по Большой Усе. Скоро обеденный перекус.

Так, за шутками и прибаутками проплыли километров семь и сделали остановку на обед. Щука с луком, собранным тут же, чудо как хороша. Хлеб, кстати, до сих пор нормальный, у нас есть резервный запас галет, но пока его не трогаем. Пока ели, осмотрел место на вариант непредвиденной стоянки, мало ли, непогода, берег тут каменистый, и кустарник от ветра не особо защищает.

Большая Уса, Полярный Урал, Polar Travel, туры в Арктику.
Обед. Пьём чай, щуку закусываем диким луком. За кадром его заросли.

Подплывая к слиянию Большой Усы и Малой Усы, еще раз предупредили Сергея с Алёной о необходимости грести и четко выполнять команды. Режут именно на этом участке, что на Большой, что на Малой Усе судна часто, не повезло и нам в 2016 году, пропороли мы катамаран тогда знатно, благо баллоны наших Ригов двухсекционные. Но в этот раз проплыли опасный участок хорошо, я бы сказал, весело. Вода выше обычного, и на длинном перекате образовались большие волны, покачало и шустро принесло прямо к слиянию. Здравствуй, река Уса!

Река Уса. Позади слияние Большой и Малой Усы.

Глубина реки становится больше, но дно пока видно. Вода становится мутная, она уже не прозрачная, как в Нияю и Большой Усе, а становится желтоватого оттенка, подводные камни покрыты илистым налетом. Откровенно говоря, из Усы сырую воду я уже не рискую пить и довольствуюсь чаем.

На берегу напротив нас стоит «батон», видно людей, до Воркуты на нормальной машине тут уже вполне можно проехать, а согласно отчетам, где-то здесь на возвышенности тоже есть сотовая связь. Всё хочу найти и отбить координаты, но пока не довелось, увы. Помахали людям и поплыли дальше, надо искать место под стоянку, на Усе с этим не очень хорошо, особенно, если сильный ветер.

Большая Уса, Полярный Урал, Polar Travel, туры в Арктику.
Место нашей последней ночевки. Если присмотреться, на горизонте виден «батон». Мы приплыли оттуда.
Ставим палатки.

Неплохая стоянка, по крайней мере, для четверых человек и двух палаток, нашлась неподалёку от грота. Поставили палатки, мы с Колей занялись готовкой ужина, а Сергей отправился испытать рыбацкую удачу. Готовим на плите и горелке, с дровами тут худо, а точнее, нет вообще. Можно на манер оленеводов жечь кустарник, но у нас не та ситуация, чтобы заботиться о наличии костра. Между тем, появились и мошки, которые до этого нас не беспокоили на протяжении всего похода. С этими сволочами я не особо дружу (аллергическая реакция, в прошлом году мне так изгрызли кисти рук на Соби, что они потом несколько дней были как подушки, так что имейте в виду и запасайтесь средством от аллергии).

Большая Уса, Полярный Урал, Polar Travel, туры в Арктику.
Готовим ужин. Вкусный суп и кипяток для чая. На фото не видно, но мошки прилично.

После готовки снова отправился фотографировать и снимать видео, аккумулятор зеркалки на последнем издыхании, много отняла видеосъемка порогов на каньоне. Уже понятно, что на последний день похода его не хватит, придется довольствоваться камерой телефона. Так и оказалось, после очередного сделанного кадра фотоаппарат печально подмигнул мне экраном и затих.

Вечером устроили фотосессию с нашим флагом.
Большая Уса, Полярный Урал, Polar Travel, туры в Арктику.
Десять часов вечера, похолодало.

В десятом часу ощутимо похолодало, пришлось накинуть флиски. Зато комары стали очень ленивые и перестали нас беспокоить, от поверхности реки начал подниматься туман. Красивое зрелище, делаю несколько кадров на телефон. Нехотя разбредаемся по палаткам, завтра конец путешествия и возвращение к цивилизации.

День восьмой.

Это просто праздник, погода продолжает радовать, на небе ни облачка, кровососущих гадов тоже не наблюдается. Неторопливо встаем, неторопливо завтракаем. Торопиться вообще некуда, проплыть осталось каких-то восемь километров, а там люди, машины. То, к чему возвращаться до сих пор не особо хочется.

Большая Уса, Полярный Урал, Polar Travel, туры в Арктику.
Земноводное позирует на камеру.

Пока лениво завтракаем и собираемся, я устроил с камерой подводную охоту на гольяна, скинув сапоги, прыгаю по камням в поисках стаек этих мелких рыбёшек. Камни скользкие, поэтому приходится двигаться аккуратно, гольяны же, чуть завидев тень, резко бросаются в разные стороны. В итоге нашел место, где паслась большая стайка и замер, погрузив камеру в воду, ожидая, когда пугливые рыбки вернутся. Между делом прибил назойливого овода, норовящего сесть на голые руки, насекомое рухнуло в воду и гольяны растерзали его чуть ли не как заправские пираньи из американских фильмов ужасов.

Поблагодарив за уют, попрощались с местом нашей стоянки. Через пятьсот метров многим известный грот (грот «Печь», как называют его некоторые), короткая остановка сделать пару фотографий. Плывем дальше, солнце светит, иногда дует легкий ветерок. Алёна расслабилась настолько, что даже уже не гребёт, созерцая красивые скальные берега вокруг, женская фантазия иногда позволяет ей видеть в скалах образы людей и животных.

Вид из грота на Усу.
Грот «Печь», река Уса. У экипажа перекур.

Вдруг справа на берегу видим что-то совсем непонятное, плот – не плот, лодка – не лодка. Когда подплыли поближе, разглядели интересную конструкцию: привязанный веревкой к веткам плотик из двух камер от автомобиля, поперёк укреплена доска. Явно самодельное плавсредство, хозяина нигде нет. Вспомнился наш возрастной коллега-пенсионер, он нам иногда рассказывал, что на подобном «плоту» не раз плавал по рекам под Воркутой в молодости.

Большая Уса, Полярный Урал, Polar Travel, туры в Арктику.
То самое чудо человеческой мысли.

Возле высокой скальной стены сделали остановку на перекус, доедаем оставшийся сыр и колбасу, на сладкое козинаки. Именно у этой стены остановились специально, мне давно хотелось сделать несколько фотографий этих скал вблизи, но всё не удавалось. Под водой между камнями резвится всё тот же гольян, тут его особенно много.

Плывем по Усе. Впереди живописные скальные берега.
Большая Уса, Полярный Урал, Polar Travel, туры в Арктику.
Место, где мы встали на обеденный перекус, высота стен метров двадцать.

Небольшая ремарка, я уже особо не вдаюсь в подробности этого участка нашего пути, но пару моментов для тех туристов, которые предпочитают плавать самостоятельно, упомяну.

Момент первый. В этом месте очень часто бывает сильный ветер, благодаря высоким берегам и открытым речным пространствам, образуется почти аэродинамическая труба. Когда ветер южный, он всегда встречный, очень тяжело грести, буксировать на верёвке получается не всегда из-за всё тех же скал, порою уходящих в воду почти вертикально, если есть небольшой мотор, лучше его взять. Сильно упростит жизнь.

Момент второй. На случай сильного северного ветра (нас такой застал в 2017 году), есть два места, где можно поставить лагерь и спрятаться от непогоды. Первое укрытие не шибко хорошее, представляет собой небольшое ущелье безымянного ручья, впадающего в Усу. Место каменистое, но когда выбираешь между порывистым ветром, гнущим к земле палатки, и безветренным укрытием, выбор очевиден. Второе укрытие предпочтительнее, удобная поляна в месте впадения в Усу ручья Кечшор. Воркутинские рыбаки частенько отсюда отправляются на лодках с водомётами вверх по Большой и Малой Усе на рыбалку.

Кстати, именно к устью Кечшора лежит наш сегодняшний путь. Оттуда нас заберёт транспорт и доставит в Воркуту. Заводь не видна до последнего момента, её скрывает скальный берег, поэтому плыть по Усе желательно держась правой стороны.

Большая Уса, Полярный Урал, Polar Travel, туры в Арктику.
Устье Кечшора, конечная точка нашего путешествия.

И вот нос нашего судна утыкается в глинистый берег ручья. Конец путешествия. Разгрузив катамаран, устраиваем ему водные процедуры в виде мытья гондол от грязи, а затем выносим его на травку, пусть обсохнет. Николай отправился звонить водителю, который должен нас забрать, а мы перенесли вещи наверх, ближе к дороге. Пока возились с вещами, приехала семейная пара на машине, мужчина накачал лодку и вместе с женой уплыл куда-то вверх по реке.

Вот такую красоту нам послала природа под конец путешествия.

На горизонте в нашу сторону медленно ползут грозные облака, явно погода готовится измениться. В один момент облака скрыли солнце, и перед нами предстала красивая картина: из-за облаков бьют солнечные лучи, а где-то на горизонте вроде даже идёт дождь.

Большая Уса, Полярный Урал, Polar Travel, туры в Арктику.
Сидим в кафе, в ожидании пиццы.
А вот и пицца, было вкусно.

А после выброски были посиделки в пиццерии. Наши обветренные и немного сгоревшие лица ярко контрастировали с лицами горожан. Но нам было всё равно, потому что походы сближают людей, и мы стали если друг другу если не друзьями, то хорошими знакомыми. Пусть и было грустно от того, что закончилась очередная страница наших путешествий, но меня не покидало стойкое чувство того, что мы еще не раз отправимся в поход все вместе.

P.S. На следующий день Алёна с Сергеем уехали, погода в Воркуте испортилась, почти весь август было холодно и шли дожди. Так тоже бывает.