Путешествие на Полярный Урал. Тур «Каньоны Ния-Ю». 21 июля 2018. День третий.

На Естото мы провели две ночёвки, по программе тура на сегодня назначено отплытие. Погода по-прежнему жаркая, спалось не очень приятно. Если часов до 2-3 ночи еще прохладно, то к 4 часам утра солнце светит уже на всю катушку и нагревает палатки. Конструкция у моей Аляски не очень удобная, всего один выход, и устроить сквозную вентиляцию нельзя, надеюсь, что Алёне с Сергеем в их палатке с двумя выходами всё-таки было более комфортно во время ночевок.

Естовис, Полярный Урал, Нияю, Polar Travel, туры в Арктику
Безымянный ручей, питающий озеро Естото.

Между прочим, довольно типичная ситуация, показывающая непредсказуемость погоды на Полярном Урале. Люди приехали из Сыктывкара, резонно рассчитывали на прохладную погоду, тем более что их приятель, Георгий, ходивший с нами по этому маршруту, застращал их рассказами о прошлогоднем сплаве, тогда действительно было довольно холодно, особенно под конец похода. В итоге они взяли с собой кучу теплой одежды, но попали чуть ли не на южный курорт. Так тоже бывает.

Озеро Естото.

На завтрак уха из хариуса, нравится мне эта универсальная рыба, не смотря на то, что я не рыбоед ни разу (позор мне, коренному северянину), хариус мне нравится во всех видах: жареный, малосольный, вареный. Малосольный хариус у нас тоже имеется, но его мы решили оставить на полуденный перекус. Пока варится уха, из второго котелка завариваем в термосах чай.

Естовис, Полярный Урал, Нияю, Polar Travel, туры в Арктику
Река Естовис, рыбаки проводят разведку «боем».

После завтрака собираем вещи, на берегу озера уже стоит наш катамаран, который заблаговременно мы с Николаем отнесли туда . Денис и Мария еще спят. У них вообще очень интересный режим: поспали, проснулись, порыбачили, снова поспали. В отличие от нас, у ребят двухнедельный отпуск и торопиться особо некуда, основная рыбалка у них запланирована на Эстовисе. Плывут они, как и мы, до Воркуты, но у нас восемь дней, у них четырнадцать, если так подумать, я тоже был бы не против пройти маршрут, имея в запасе такое количество дней, из своих соображений, конечно, больше времени на съёмку.

Река Естовис.

Подошел к концу этот этап нашего путешествия. Мы с Николаем бросаем в кусты по монетке, такая наивная для взрослых мужиков попытка обязательно сюда вернуться, и идём усаживаться на наше судно.

Есть разные правила посадки людей на катамаран, но я, по возможности, стараюсь придерживаться следующего: один опытный сидит на носу, другой на корме по диагонали. Собственно, так и сели, Сергей и Николай впереди, я и Алёна сзади. Провожу краткий инструктаж по работе с веслами и правилам управления катамараном, ребята смышленые, суть улавливают быстро. Между тем, именно такая нитка маршрута для тура нами выбрана неслучайно, за те два дня, что мы будем плыть к каньону, новички постигают основы гребли, а экипаж катамарана успевает сработаться. При прохождении порогов такая команда действует слаженно и толково.

Естовис, Полярный Урал, Нияю, Polar Travel, туры в Арктику
Воды Естовиса на удивление прозрачны.

Отплыли, оборачиваюсь и говорю на прощание, глядя на место нашей стоянки: «Спасибо этому дому, пойдём к другому». Сегодня нам предстоит пройти километров пятнадцать, но ориентироваться будем по количеству воды в Естовисе. На прошлогоднем сплаве воды было мало, и нам пришлось потрудиться, протаскивая катамараны через мели и перекаты. Посмотрим, что будет в этот раз. По озеру идём довольно бодро, дует легкий встречный ветер, очень выручает — в спасжилетах жарко, а снять их можно будет, только когда вплывем в Естовис.

Купальница.

Обратил внимание на интересный момент. В прошлые сплавы, не знаю, по какой причине, вода в Малом Естото была довольно мутной. Сейчас же мы плывём, словно по зеркалу, хорошо видно дно. Вероятно, такая прозрачность связана с тем, что снежники активно тают, и ил вымывается течением в реку. Как бы то ни было, плыть по такой воде приятно.

На Естовисе делаем небольшую остановку, Николай с Сергеем пробуют ловить рыбу, мы с Алёной бродим по берегу. Показываю ей родиолу розовую, или, в просторечии, золотой корень, растение внесено в Красную книгу Российской Федерации, и собирать его на территории Коми запрещено.

Стойбище оленеводов.

К полудню доплыли до стойбища оленеводов, остановились достаточно далеко, пока подходили к чумам размяли ноги. Еще вчера договорились, что когда пойдем к оленеводам в гости, захватим с собой печенье и конфеты для ребятишек, пусть порадуются. Неторопливо приближаемся, давая себя заметить. Конечно же, первыми нас заметили дети. Заметили, и пропали… Проходя мимо высоких зарослей кустарника, услышали детское хихиканье, маленькие непоседы решили поиграть с нами в прятки.

Фото на фоне чумов.

Пока осматриваемся, к нам выходит из чума мужчина, видимо, старший. Здороваюсь, он степенно здоровается в ответ. Протягиваем ему наши гостинцы, говорю: «Это Вам, для детишек». Так же степенно, с достоинством, благодарит и спрашивает: «С Естото плывёте? Сами откуда будете?». Отвечаю: » Мы с товарищем с Воркуты, вот, показываем гостям из Сыктывкара красоты Полярного Урала». Вышедшая хозяйка, которой мужчина передал наши подарки, она мне хорошо знакома по прошлым походам, зовет в чум, показать оленеводческий быт. Внутри уютно и чисто, стоят иконы. Прошу у женщины разрешения сфотографировать её вместе с Сергеем и Алёной, после нас приглашают попить чаю, но мы вежливо отказываемся, не хочется мешать ей заниматься домашними делами, плюс пока не понятно, как быстро мы сегодня доберемся до места ночевки.

Естовис, Полярный Урал, Нияю, Polar Travel, туры в Арктику.
Стадо оленей переходит Естовис.

Приятные сюрпризы на сегодня явно не окончились, отплыв от стойбища километра на три-четыре, замечаю движение на левом берегу реки у кустов. В нашу строну из-за поворота движутся какие-то звери, много. Через секунду понимаю: «Смотрите, олени, целое стадо». Алёна встрепенулась: «Где?». За поворотом вся река перегорожена оленями, слышим голоса оленеводов и лай собак. Пристаём к берегу на безопасном расстоянии, часть оленей движется к нам, но основная масса стада переходит на левый берег. Оторвавшихся от стада животных гонят обратно собаки. Хватаюсь за фотоаппарат, такое зрелище не каждый раз увидишь. Сергей с Алёной в восторге, откровенно говоря, я тоже.

Река радует, протаскиваний совсем мало, и они не выматывают, поэтому по большей части плывем мы на катамаране, а не он едет на нас. К шести вечера высмотрели неплохую стоянку на острове, много дров, на красивой полянке можно разместить не две, а сразу четыре палатки. Решено, сегодня останавливаемся здесь. Разгружаем катамаран и ставим палатки, так как наше судно стоит от поляны довольно далеко, решили не тащить на поляну всю бочку с едой, а берем только необходимое для приготовления ужина. Начинается игра под названием «Какую баночку сегодня рука достанет из бочечки», а если перевести, то специально меню по дням не расписано, есть несколько банок с заправкой для супа, и достаются они не глядя, создается элемент неожиданности. Рука достала рассольник, недурно.

Естовис, Полярный Урал, Нияю, Polar Travel, туры в Арктику
Готовлю ужин. Место третьей ночёвки.
Тот самый вредитель спиннингов, дорого отомстивший за свою поимку.

Пока готовил ужин, рыбаки отправились пытать счастье на перекатах. Николай ловит на мушку, Сергей кидает блесну. Победа за Сергеем, выловил довольно крупного хариуса грамм на 800, правда, при этом сломал спиннинг, и этот экземпляр оказался единственным. Более ничего поймано не было. Рыбу решено зажарить на завтрак. Но зато рассольник удался.