Путешествие на Полярный Урал. Тур «Каньоны Ния-Ю». 24 июля 2018. День шестой.

Наступает самый веселый день путешествия по Полярному Уралу — наша команда будет проходить пороги в каньоне. На этот раз мы рады жаре, по такой погоде плыть по бурным потокам Ния-Ю одно удовольствие. Настроение у всех приподнятое, после завтрака товарищи по команде начинают аккуратно упаковывать вещи в гермы, а я вожусь с техникой. На мне сегодня важная задача — постараться как можно подробнее снять наше прохождение, из отснятого видео, впоследствии, будет смонтирован клип.

Кстати, когда уже расположил камеры на катамаране, понял, что очень не хватает еще одной. Поясню, о чем идет речь. В это путешествие я взял три камеры: Sj4000, Git2 Pro и YI Action. Сиджейку я посадил на липучке сзади себя на баллон (к слову, липучка держит площадку достаточно хорошо, но в будущем продумать более прочное сцепление, возможно, подойдет какой-нибудь клей), моя боевая гит2 заняла место у меня на шлеме, а сяоми я установил на переднюю поперечину посреди баллонов на специальный хомут. Теперь сама суть, для чего необходима четвертая камера. Я всегда жалел, что нет задних планов, всегда видно, что делают передние гребцы, но не снимается, что делают задние, а хотелось бы охватить одновременно все планы. В итоге решил, что часть пройдем как есть, потом повешу сиджейку и сяоми на шлем Николая. Новая цель: до следующего лета надо решить проблему недостающей четвертой камеры.

К отплытию все немного притихли, этому поспособствовали и моя сосредоточенность, с какой я возился с камерами, и предстоящее прохождение порогов. Нет, все равно было больше радостного предвкушения, но и присутствовал легкий мандраж. Пороги в каньоне не сказать что сильно сложные, но прежде всего, это чужая для человека стихия, а пострадать и в спокойно воде можно. Плюс у меня был неприятный прошлогодний опыт, когда одна девица с моего катамарана (тогда мы шли двумя экипажами), перестала реагировать на отдаваемые мной команды и вылетела прямо в «Марлин». Всё окончилось благополучно, девицу сразу выловили, но беспокойство о том, как себя поведут новички в порогах перешло на новый уровень.

На катамаране перебрались на левый берег. Течение возле первого порога быстрое, и не хочется попасть в основной слив, поэтому аккуратно проводим катамаран по левой стороне. А уж там забираемся на наше судно и отравляемся на прохождение порогов каньона. Говорю Николаю: «Мне сзади не очень хорошо видно, командуй, куда подправить катамаран». Аккуратно подходим к левому сливу, поскольку наше судно пока не оборудовано надувными сиденьями, передним гребцам в пороге приходится держаться за раму, далеко не самая верная с технической стороны посадка, но на таких несложных порогах себя оправдывает.

Полярный Урал, Нияю, Polar Travel, туры в Арктику.
Проходим первый порога каньона Нияю слева.

Как и ожидалось, прохождение левого слива входного порога не особо впечатляет, но Алёне понравилось, говорит: «Я ещё хочу!». Смеюсь, об этом говорили накануне, после первого прохождения порогов всем всегда хочется повторить. Между тем, с воды стало чётко понятно, что и справа на входном пороге для катамарана с такими габаритами как у Рига, проблем с прохождением не может возникнуть по определению.

После первого порога течение становится спокойным, не считая двух маленьких порожков, препятствий нет. Плывётся весело, настроение боевое, в предвкушении идем к порогу «Ступеньки», иногда обмениваемся короткими фразами. По пути к порогу имеет смысл придерживаться левого берега, так как мелкие препятствия удобно проходить именно слева. Через минут двенадцать подплываем к началу порога «Ступеньки».

Гребём к правому берегу, резко уходим налево, затем выгребаем ближе к центру. Тут начинается легкий экстрим, из-за ускорившегося течения нас развернуло, и катамаран начал идти боком. В первые несколько секунд попытки выправить судно не приносят никакого результата, но потом его удаётся выровнять и первый слив мы прошли чётко по фэншую — носом вперед, кормой назад. И снова незадача, сразу после него нас снова течением начало разворачивать, налегаю на весло и возвращаю катамаран в нормальное положение. Сергея с Николаем обдаёт водой почти целиком, до нас с Алёной долетают отдельные брызги. Восторг. Алёна полушутя предлагает после прохождения каньона разгрузиться, с пустым катамараном вернуться к «Входному», и снова пройти все пороги.

Поскольку между «Ступеньками» и «Кривым» всего метров пятьсот, то через минут пять-шесть мы оказываемся рядом с первой ступенью «Кривого». Теперь нам предстоит небольшой обнос, начинаем разгружать судно и потихоньку перетаскивать вещи за первую ступень. Успеваю достать из гермы телефон и сделать несколько кадров. Заодно снова осмотрели порог, Николай предположил, что ради интереса имело смысл попробовать пройти его под самым левым берегом. К сожалению, когда мы осматривали порог накануне с правого берега, такой вариант мы проглядели.

Обнос первой ступени.
Рядом с первой ступенью порога.

После обноса снова погрузили и обвязали вещи (интересный нюанс, именно в этот день нам удавалось очень компактно укладывать гермы и бочки на катамаране), затем успешно прошли вторую ступень.

У грота решили в этот раз не останавливаться и идти сразу к «Марлину». По пути к нему есть три мелких порожка-переката, на последнем вполне сознательно пошли по мелководью возле левого берега, и протащили катамаран прямо в слив. Как раз после этого порожка попросил ребят сделать остановку — пришла пора поменять на всех камерах аккумуляторы и повесить сяоми с сиджейкой на Николая. После лёгких манипуляций с его шлемом Николай стал похожим на эдакого худого «телепузика», только вместо антенн (или что у них там было на головах) у него на голове торчит конструкция из двух экшн-камер. Улыбаемся и машем, мы с Алёной в переднюю камеру, Сергей в заднюю.

Не смотря на то, что основное течение реки возле «Марлина» проходит слева, а по правой стороне достаточно мелко, благодаря достаточно высокому уровню воды нам удаётся подобраться почти к самому началу правого слива. На пару секунд спрыгиваем в воду, чуть протаскиваем катамаран вперед, запрыгиваем вновь на баллоны и вот оно — влетаем прямо в слив, я восторженно ору что-то типа: «Вперёёёд!». Проходим порог почти идеально, лишь намного отклонившись в левую сторону, но зато удачно проскочили скальный выступ, в который нас норовило прижать течение.

В таком бодром темпе мы добрались до самого конца каньона, где нас поджидает одно из самых интересных препятствий этого участка маршрута — порог «Каскадный». Его первая ступень довольно проста, мы аккуратно проходим её и начинаем активно работать веслами, стараясь попасть на струю, которая с шумом и рёвом скатывается по второй ступени вниз. Вода бурлит и клокочет, Алёна восхищенно кричит… и нас начинает болтать в пенной струе. Скатываемся вниз, всех водой накрывает с головы до ног. Эмоции неописуемые.

И вот приходит осознание того, что и эта часть нашего пути подошла к концу. Не буду говорить за всех, а мне после прохождения порогов всегда становится немного грустно. Очень хочется разгрузить катамаран и рвануть с ним к началу каньона, вновь прочувствовать все те эмоции, радостно хохотать, когда тебя окатывает водой… Но хорошего понемногу, и теперь нашей команде предстоит дойти до самого слияния Ния-Ю и Большой Усы — именно там у нас запланирована стоянка.

По пути к слиянию есть еще один несложный безымянный порог, он расположен в километре от каньона и предварительного осмотра не требует. Проходим его, держась правой стороны, передних гребцов вновь немного окатывает водичкой, ну а Алёне и мне не досталось даже брызг.

Полярный Урал, Нияю, Polar Travel, туры в Арктику.
Река Ния-Ю, на пути к слиянию с Большой Усой.

Чуть позже остановились на перекус, заодно снимаю с себя и Николая экшн-камеры, на данный момент они нам не требуются. Пьём чай с бутербродами и печеньем, обсуждаем каталки по порогам. Настроение немного подпортили неприятные находки — пара пакетов с ручками и несколько банок из-под консервов, по всей видимости, тут недавно кто-то стоял. Постарались собрать всё, что нашли, потом мы вывезли этот весь мусор с собой.

Слияния Ния-Ю и Большой Усы.

Часа через полтора достигли места слияния двух рек, очень интересное место, Ния-Ю разделяется на два рукава небольшим островком, и если вовремя не сориентироваться, то придется проплыть еще метров пятьсот, прежде чем попадешь в Большую Усу. Хотя по сути, разницы никакой.

На Усе мы всегда останавливаемся в удобном месте на правом берегу реки, оно расположено буквально в полукилометре от слияния. Много большого кустарника, где легко набрать дров для костра, а высокий берег может защитить в случае сильного ветра. Не стали нарушать традицию и в этот раз, разгрузившись прямо на месте позапрошлогодней стоянки, палаток всего две, и нам удалось очень комфортно расположиться прямо у пересохшего устья.

Полярный Урал, Нияю, Polar Travel, туры в Арктику.
Место нашей стоянки на Большой Усе.

Пока ставили палатки, обратил внимание Сергея и Алёны на красивые цветки, разбросанные в обилии по берегу: «Смотрите, это «Кастиллея воркутинская», она занесена в Красную книгу республики Коми, и если не путаю, то и в Красную книгу России»… Меня перебивает звук пришедшей смски, в один голос с Николаем восклицаем: «Да ладно!». Хватаю телефон — и правда, МТС и Мегафон показывают наличие сотовой связи. Еще одно приятное открытие в нашем путешествии (чуть позже опытным путем я определил, что на высоком берегу Мегафон ловит отлично на всём слиянии, чтобы поймать устойчивую точку связи для МТС необходимо побродить по берегу).

Тут есть сотовая связь, координаты 67°28’27.63″N 64°58’20.07″E

Николай и Сергей отправились испытывать рыбацкую удачу, я же занялся ужином: у нас сегодня запланировано празднование успешного прохождения каньона, поэтому помимо супа из запасов достали сыр, колбасу и грудинку. Пока готовится горячее, выпиваем с Алёной по паре рюмочек коньяка. Где-то через часик вернулись рыбаки — хариус категорически отказывается ловиться, решили попозже еще раз попробовать покидать удочки. А пока ведем отрешенные беседы под негромкую музыку. Подошел к концу ещё один великолепный день нашего похода.