Рассказ о том, как семь туристов на Хадату ходили. День четвертый. Марш-бросок по Большой Хадате.

В день нашего отбытия с Хадатаеганлор погода осталась всё такой же мрачной когда я в семь часов утра вылез из палатки, передо мной предстали затянутые низкими облаками пики гор. Наши ребята еще спят, подъем в восемь, а неугомонные рыбаки в соседнем лагере уже на ногах, у меня невольно возник вопрос, а спали ли они вообще. Впрочем, это не так важно, надо готовить завтрак к общей побудке.

Хадата, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Утро перед отплытием. Озеро Хадатаеганлор.

Прошелся вдоль безымянного ручья, берущего своё начало на склонах горы Анучина. С его правой стороны растет много высокого кустарника, как раз тут мы собирали дрова для костра. Если сравнивать окрестности озер Естото и Хадатаеганлор, то сравнение в плане дров явно будет явно не на стороне Естото, там всё достаточно грустно, а на Хадате отлично. Без дров тут остаться сложно, даже в том случае, если групп на озере стоит много. Вот и сейчас я притащил к нашему лагерю увесистую охапку сучьев, и нам на готовку завтрака хватит, и людям после нас останется.

Добытый хариус, был пойман, пока ожидали собирающихся товарищей.

В восемь часов из палаток стали выбираться ребята. После завтрака нам предстояло собрать весь лагерь, убрать шатер и загрузить вещи на катамаран. Сегодня необходимо нагнать график, будем плыть весь день и пройдем столько километров, сколько позволят силы и погодные условия.

В лагере москвичей тоже стало оживленно, вчера их старшие подходили к нам узнать насчёт подъема к ИГАНу. По итогам беседы они решили не соваться пока на ледник, все-таки погодные условия не располагают, но просто так стоять на озере не шибко весело, поэтому москвичи вместе с детьми собрались прогуляться до снежников горы Анучина. Как раз оттуда, как я писал выше, несёт свои воды в Хадату небольшой безымянный ручей. Вроде бы на склонах горы есть красивые водопадики, к ним и предстоит сегодня москвичам радиальный выход.

Готовимся к отплытию.

Медленно, очень медленно мы собирались к отбытию с озера в этот день. И это не смотря на то, что вчера вечером было всё обговорено, и вроде все поняли серьезность сегодняшнего заплыва. Но нет, все равно часть группы была готова не в запланированные десять часов, а только в двенадцать. Это потерянные два часа ходового времени. Как-бы то ни было, в полдень 30 июля мы вывели наши судна на быстрые воды реки Большая Хадата, помахали напоследок рыбакам, и отправились в путь.

Плывем по Большой Хадате.

Недалеко от истока Хадата разделяется на множество проток, еще вчера, когда мы спускались с горы, было решено, что правильнее всего будет проплыть по самой правой протоке, так что сегодня наш катамаран отправился именно в правую сторону. Дует довольно сильный встречный ветер, но течение реки быстрое, и мы пока успешно продвигаемся вперед, что не скажешь пока про Николая на пакрафте. Приходится останавливаться и ожидать, пока он нас догонит. В конце концов, Николай плюнул на греблю и стал проводить своё легкое судно на веревке с берега.

Хадата, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Пакрафт на Большой Хадате.

Спустя некоторое время нам пришлось последовать примеру Коли и брать на буксир катамаран. К счастью, это продолжилось недолго, и вскоре мы вновь бодро плыли по пока еще не слишком глубоким водам Хадаты. Николай решил проблему встречного ветра проще – пристроился сразу за катамараном, таким образом, наш боевой Риг выступал для него в качестве укрытия. Подобным тандемом мы проплыли до ручья Воргашор, где установили свои чумы оленеводы.

Если бы не отсутствие времени, обязательно стоило совершить прогулку до чумов, но именно сегодня нам было не до экскурсий, поэтому отвлекаться мы не стали, устроив лишь перекур, остановившись на отмели напротив стойбищ. Оттуда нам что-то кричали дети, но слов было не разобрать. Пока часть экипажа дымила своими сигаретами, к нам подошел молодой оленевод, спросил, не нужна ли оленина. Деньги были далеко, поэтому пришлось отказаться, а жаль, можно было бы разнообразить наше меню свежим мясом.

Хадата, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Стойбище оленеводов в районе ручья Воргашор.

Еще один небольшой нюанс, который стоит учесть туристам. Если на Нияю и Каре проблематики в виде веток кустов, расположенных низко над водой, нет, то на Большой Хадате этого всего с избытком. Приходилось быть осторожными, иногда мы были вынуждены наклоняться низко к катамарану и беречь глаза. Плюс кое-где нам попадались неслабые прижимы, и чтобы оттолкнуться от берега приходилось прикладывать усилия, пару раз в прижимах правый баллон катамарана приподнимало, а левый баллон заливало водой. Вполне возможно, что в более низкую воду такой проблемы не будет.

Типичный пример кустарниковой растительности на берегах Большой Хадаты.

На одной из небольших расчесок я умудрился вылететь с катамарана, признаюсь честно, исключительно по своей вине. Так как сидеть на баллоне катамарана пусть и удобно, но все равно надоедает, я продвинулся от своей обычной позиции левого кормчего подальше к краю кормы, там было сидеть чуть комфортнее и свободнее. Во время прохождения одной из проток мы привычно стали уклоняться от веток кустарника, только вот я забыл, что сижу дальше обычного, и упора сбоку не оказалось. Поэтому я красиво (эх, не было на мне экшн-камеры, получилось бы эпичное видео) полетел вверх тормашками прямо в воду. В попытке удержаться на катамаране, я схватился за чехол бани, но именно в этот день мы по непонятной причине не привязали баню к раме катамарана, так что в воду она полетела вместе со мной.

Спасжилет, который я всегда держу застегнутым, находясь на катамаране (вот вам товарищи, яркий пример, почему надо соблюдать технику безопасности и не надеяться на авось), потащил меня на поверхность. В тот же момент услышал крик сидящего на правой корме Георгия: «Пашка вылетел!» Я рванулся в попытке ухватиться за раму катамарана, Гоша протянул руку и подтащил меня к судну, левой рукой я успел подхватить дрейфующую под палубой баню. Через минуту катамаран пристал к берегу, и я так и вышел, весь сырой и со спасенной баней в руке, чем вызвал веселый смех товарищей.

Отжали вещи, вернули баню на место. Пока сушился, объявил Георгию благодарность за спасение и объявил, что вечером его ждет от меня выдача внеплановой банки сгущенки, которой он вправе распорядиться по своему усмотрению. С шутками и прибаутками отправились дальше. Николай, который оторвался от нас на некоторое расстояние, пристал к берегу и обеспокоенно ждал нас, поведали ему причину задержки. Дабы не идти больше без связи, я достал из гермы рации, одну передал Николаю, вторую прицепил к ручке гермосумки, рации у нас водонепроницаемые, так что мелкий дождик, который периодически начинал капать, им не угрожал.

В районе реки Генахадата находятся два синих балка Горнохадатинского заказника. Делаем небольшую остановку, очень любопытно, что внутри сооружений. Мне известно, что один из балков жилой, другой используется как баня, но бывать в них еще не доводилось. Надо использовать нынешнюю возможность на полную катушку.

Балки заказника.
Жилой балок.
Внутри жилого балка

Внутри жилого балка довольно чисто, с правой стороны располагается двухъярусные кровати, на подобных, только более широких, я спал несколько лет в студенческой общаге. С левой стороны что-то типа кухоньки, на полках немного туристской снеди, а на кроватях лежат распечатки топокарт. Особенно удивили пластиковые окна, вот этого я точно не ожидал увидеть. Во втором балке было темно, пришлось ограничиться беглым осмотром. За балками расположено уже начавшее разваливаться кирпичное строение, дровяник, али еще что-то, непонятно. Что неприятно поразило, так это присутствие большого количества осколков от бутылок за кирпичным строением.

Люди, люди, человеки! Вы что творите? Вы мало того, что тащите стекло на дикую природу, так вы ещё и оставляете его там. Не ленитесь! Если уж тащите с собой алкашку, то перелейте его в пластик, а пластик потом сожгите. А если везёте стекло с собой, то будьте людьми, не засирайте Полярный Урал, увозите тару обратно. Вас не станет через несколько десятков лет, а стекло так и будет валяться в горах. Подумайте о природе, задумайтесь о товарищах-туристах, которые будут ходить по этим маршрутах в будущем. Оставайтесь людьми во всех ситуациях, а не только тогда, когда это удобно.

Через несколько километров от впадения в Генахадаты Большую Хадату начались неплохие перекаты и шиверы, уклон реки увеличился. Катамаран ощутимо качает по волнам, плыть стало гораздо веселее и бодрее. Стараюсь держать Николая в поле зрения, если пропадаем из виду, по рации сообщаем о перекатах, где стоят особо крупные валы. Нам-то на катамаране просто, а вот на легком пакрафте это довольно суровое испытание.

Хадата, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Район, где перекаты и шиверы становятся более спокойными.

В районе между ручьями Бурный и Сальятальба остановились на перекус. Горячий чай, козинаки, грудинка, сыр, конфеты. И снова вперед, осталось плыть не так много, в планах остановка на ночевку в районе ручья Няхарнеяшор, благо, течение реки ускорилось, и километры мы проходим довольно шустро. Не смотря на то, что уже вечереет, облака разошлись и видимость хорошая. В районе девятого час вечера отправил наши координаты и сообщение на большую землю: «Все нормально, идем по графику, ищем место под стоянку».

Галечниковый пляж на месте нашей стоянки.

В итоге мы в этот день проплыли больше запланированного. Пройденный путь составил сорок три километра, и на ночевку мы встали на левом берегу Хадаты, в живописном месте рядом с горой Пусьёрка, где три ручья красивыми водопадами стекают со склонов горы, и, образуя единое русло, несут свои воды в Большую Хадату.

Хадата, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Инструкторская палатка, на заднем плане склон горы Пусьерка.

Во время ужина был определен план действий на следующий день похода, так как график мы нагнали, торопиться уже нет смысла, завтра пройдем, сколько получится, а во второй половине дня будем отмечать мой день рождения. Помимо стандартного ужина, будет салат от меня и вафельный торт со сгущенкой.