Рассказ о том, как семь туристов на Хадату ходили. День первый. Семеро в трэколе, не считая прицепа.

Итак, незаметно наступило 27 июля, суббота. Сегодня утром мы отправляемся на Полярный Урал, к озеру Хадатаеганлор, в каком-то смысле природную «Мекку» для всех любителей путешествовать по суровым северным землям. Кого-то озеро привлекает рыбалкой, кого-то альпийскими красотами, а кто-то просто приезжает сюда отдохнуть от городской суеты.

Воркута, Хадата, Polar Travel, Полярный Урал
Наш транспорт, на нём мы отправимся на Хадату

Не сказать, что подготовка к походу и сбор группы прошли без проблем. Первоначально предполагалось, что мы поедем на двух трэколах, двумя катамаранами. Но незадолго до старта туристка из Воронежа сообщила, что её товарища сбила машина на пешеходном переходе, и они не смогут поехать. Поэтому необходимость во второй машине отпала. Затем размыло железнодорожные пути в районе Сосногорска, и перед половиной туристов возник вопрос, как добраться вовремя до Воркуты. Но все проблемы решились, и стало окончательно ясно – на Хадату мы пойдем всемером, два инструктора, и пять клиентов. Я плыву вместе с людьми на катамаране, Николай плывёт на пакрафте. Наши товарищи на этот поход все нам знакомы: Максим, Георгий, Сергей и Алёна ходили в наш тур «Каньон НияЮ», с Валентином мы пересекались на празднике, посвященном Дню Гор.

Это был небольшое отступление. Итак, 27 июля, мы грузим общак и свои вещи в грузовую газель. Макс с Гошей рванули покупать турку для кофе, а мы с Николаем едем встречать Алёну с Сергеем и грузиться в трэкол в общей точке сбора. Вещей немного. Сергей, водитель трэкола, просил не перегружать его рабочую лошадку, поэтому мы не стали брать печь для бани, планируя выложить её на дневке из камней. Из груза четыре палатки, катамаран, личные вещи, баня «Катунь», туристский стол, бочки с продуктами.

Воркута, Хадата, Polar Travel, Полярный Урал
Остановка, просто небольшая остановка.

При встрече устроил обнимашки с Алёной, крепко жму руку Сергею. Приятно видеть людей, которых не видел целый год, вдвойне приятно видеть, если это те люди, с которыми бок о бок провел на Полярном Урале в прошлом году восемь дней.

Выезд назначен на одиннадцать часов дня, так предложил нам водитель трэкола. Дело в том, что в этот же день на Хадату забрасывалась ещё одна группа из четырех человек на втором трэколе, а идти двумя машинами всё-таки сподручнее и забросчикам, на случай непредвиденных обстоятельств, и туристам, на случай всё тех же непредвиденных. По большому счету, нам было всё равно, когда отправляться, поэтому мы охотно приняли предложение Сергея.

Хорошо в кабине трэкола.

Перед выездом из города устроили обед в столовой, путь предстоит неблизкий, если повезет, доедем часов за десять. Конечно, у нас есть с собой перекус в дорогу, но поесть горячего на дорожку таки очень приятно. В соседнем магазине Сергей с Алёной затарились пивом, глядя на объемные пакеты, мысленно прикидываю, что у них там как минимум ящик.

Едем колонной из двух снегоболотоходов по дороге к Усе, дорога тут одна, поэтому всем она знакома. Водитель Сергей впереди, его товарищ за ним. После выезда на тракторную дорогу нас выпускают размять ноги, дорога после дождей вся перемолота колесами. Для трэколов это не проблема, но необходимо подспустить колеса, чем водители и занимаются. У Макса обнаружилась сыктывкарская морошковая настойка, чокаемся и выпиваем за поход. Настроение отличное, впереди целых десять дней приключений, никто не знает, что нас там ждёт, и это будоражит.

Воркута, Хадата, Polar Travel, Полярный Урал
Воркутинская группа, которую мы догнали на Малой Усе.

По ходу дела водители перецепили наш прицеп к другому трэколу, у Сергея после последней заброски не совсем хорошо с подвеской, а другой трэкол исправен, и везет он всего 4 человека. Снова десантируемся в нутро транспорта. Макс, Гоша, Валентин сидят в креслах за водителем, мы вчетвером на диванчиках сзади. По ходу движения понял, что может укачать, поэтому по-хозяйски экспроприировал банку пива у запасливой Алёны.

Наш боевой конь.

Горы становятся всё ближе, ехать на вездеходе с колесами низкого давления одно удовольствие. Трясёт, но терпимо. Я бы сказал, не трясет, а довольно плавно едет. Словно сухопутный корабль плывет по тундре. Мужики спереди травят байки и периодически начинают хохотать, иногда подымаемся к люкам, чтобы сфотографировать окружающие нас пейзажи. Когда мы выезжали из Воркуты, было облачно, но сейчас потихоньку небо очищается, и появилась надежда, что поход будет проходить в солнечную погоду.

Воркута, Хадата, Polar Travel, Полярный Урал
Воркутинская группа переправляется через Малую Усу.

На Малой Усе нагнали еще одну группу туристов, часть людей из этой группы нам с Николаем знакома. Собственно говоря, мы были в курсе, что впереди нас движется еще одна группа, только не знали, когда с ними пересечемся. Они тоже идут на Хадату, но выехали из Воркуты раньше нас. После переправы через Малую Усу некоторое время движемся одной колонной из четырех машин, три трэкола и один гусеничный вездеход, потом наши пути разошлись, наши водители ушли налево, вторая группа ушла направо.

Кто куда, а мы налево.
Воркута, Хадата, Polar Travel, Полярный Урал
Фото возле тригопункта. Тут есть сотовая связь.

В шестом часу сделали остановку у тригопункта, здесь ловит сотовая связь, чем я и воспользовался, позвонил домой и сообщил, что всё в порядке. Сходили до ветру, мальчики направо, девочка налево. Обязательное групповое фото на память, и снова вперёд, горы кажутся уже совсем близкими.

Горы Полярного Урала всё ближе.

Пытаюсь подремать, есть у меня особенность организма – перед большими походами плохо сплю. Вот и в этот раз предыдущая ночь была без сна, больше ворочался. Поэтому пытаюсь урвать драгоценные минуты сейчас, в принципе, если транспорт не попадает в какую-нибудь яму, то дремлется приемлемо. Сквозь дремоту слышу разговоры товарищей, мотор трэкола приятно урчит, это вам не внутри МТЛБ сидеть ( без всяких претензий к героическим водителям этих гусеничных танков).

Возле реки Бадьяшор очередная остановка, ужин, после которого нам предстоит финальный рывок на озеро Малое Хадатаеганлор. На ужин у нас колбаса, сыр, чай из термосов, печенье, ну и то, что все брали с собой в дорогу. Распогодилось, но все равно прохладно, жалею, что не вытащил из гермы вторую флиску. Ну да ладно, в машине тепло, а на озере достать недолго, зато нет комаров.

По пути к озеру Большие Кузьты

Впереди нас ждет озеро Большие Кузьты, именно из него берет начало Бадьяшор. В прошлом году, я подумывал насчет сплава по этой речке, но поискав отчеты в интернете понял, что на катамаранах там делать нечего, слишком мелко, но места красивые. Так что как-нибудь потом, не на катамаранах, а на своих двоих и с пакрафтами можно попробовать.

Озеро Большие Кузьты.

Не знаю, как остальные туристы, а я очень люблю подъезжать к горным озерам, можно ещё не видеть само озеро, но этот запах огромной массы воды ни с чем не спутаешь, и понимаешь, вот оно, осталось совсем немного, ещё чуть-чуть. И уже через несколько минут ты едешь вдоль водного зеркала, с восторгом оглядываясь по сторонам, пытаясь всей грудью вдохнуть запах водной свежести.

Как таковое, Большие Кузьты не особо отличается от Большого Хадатаёганлор, оно тоже длиной около четырех с половиной километров в длину, и тоже лежит в красивой долине между остропиких гор. Полагаю, что оно не пользуется особой популярностью среди туристов только потому, что Бадьяшор мелководен, и плыть по нему сложно, да и река Большая Хадата все-таки течет между гор, в то время как Бадьяшор типичная тундровая речка, а по сути даже крупный ручей.

Озеро Большие Кузьты.

В десять часов вечера очередная высадка, трэколы освобождаются от своей начинки, то бишь нас, им необходимо преодолеть перевал между Кузьты и Хадатой, по нему идет старая тракторная дорога и проходит граница между Коми и ЯНАО. Мы идем своим ходом, конечно, все щелкают фотоаппаратами и телефонами, красиво, я бы с удовольствием постоял тут несколько дней с палаткой. Для фотографа тут есть, где развернуться.

Озеро Малое Хадатаеганлор.
Сбор катамарана.

Спустя полчаса мы подъехали к озеру Малое Хадатаеганлор. Тепло попрощались с Сергеем, ему с напарником еще предстоит долгий путь домой, насколько я понял, где-то по пути они планировали заночевать. Николай с Гошей принялись собирать катамаран, я выдал Алёне продукты на перекус, а после пошел помогать Николаю. Оптимистично предполагалось, что мы сегодня попробуем пересечь озеро и достичь места стоянки, но ветер четко дал понять, что в планы придется внести корректировки.

Озеро Малое Хадатаеганлор.

После ужина попрощались с москвичами, которые ехали в другом трэколе и уже поставили палатку. У них, как мы поняли, походные планы несколько иные, чем у нас: пешеводный маршрут с выходом на Нияю и последующим возвращением в Воркуту.

Бурлачим на Хадате.

Как и ожидалось, встречный ветер не дал нам плыть нормально. Поработав веслами с час, и продвинувшись при этом только метров на семьсот, принимаем решение бурлачить катамаран с берега. Пройдя так пару километров, в четвертом часу ночи остановились на ночевку, дров нет, поэтому ужин готовили на газу в тамбуре инструкторской палатки. Пока готовил ужин, созерцал ледник Обручева, расположенный напротив нас, и острозубую, похожую на пилу, гору.

Ледник Обручева, 4 часа утра, 28 июля.

Коллегиально решили, что завтра встаем попозже, все-таки время позднее, и устали все, а там уже действуем по обстоятельствам, либо снова бурлачить, либо, при попутном ветре, плыть. Но завтра нам в любом случае необходимо дойти до истока реки Большая Хадата.