Рассказ о том, как семь туристов на Хадату ходили. День седьмой-восьмой. Река Щучья.

День седьмой.

После насыщенных событиями предыдущих походных дней, наш сплав по реке Щучья представлял собой спокойное продвижение к конечной точке маршрута. Лишь периодически моросящий дождь ломал кайф, не давая нам окончательно морально разложиться и растечься по катамарану эдакой аморфной лужицей биомассы.

Щучья, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Песчаные берега реки Щучья.

Нам везло, в эти два последних дня сплава ветер если и был, то исключительно попутный. Погода, немного порадовавшая нас вчера, снова показала свой капризный нрав: затянутое сырыми облаками небо и противный мелкий дождик. Но, право, что нам было до погодных выкрутасов, мы же битые ими вдоль и поперёк, а значит, нам и Щучья по колено. Ей Богу, нас было уже не запугать и встречным ветром, впряглись бы привычно в веревки и тащили катамаран с берега. Видимо, погода тоже осознала, что и так неплохо испытал наш боевой дух на прочность, и смилостивилась, поливая дождиком больше из вредности.

Река Щучья.

Щучья не пришлась мне по душе. Она напомнила мне другую реку – Сейду, которая течет в Воркутинском районе и впадает в Усу. Отличает эти две реки только вид береговой растительности, на Сейде – это большей частью тундровый кустарник, на Щучьей – кустарник и лиственницы. И Щучья, и Сейда постоянно меандрируют, образуя многокилометровые петли. Есть на Щучьей места, где расстояние между руслом по суше составляет не более трехсот метров, а по воде, чтобы проплыть речную петлю, надо преодолеть не менее четырех километров. Очень вероятно, что в хорошую погоду Щучья выглядит гораздо привлекательнее, но когда сверху на тебя давит серое небо, всё кажется однообразным. Плюс тебе ни перекатов, ни весёлых водных валов.

Щучья, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Наш катамаран бороздит воды Щучьей.

Рыбалка однозначно лучше на озерах, в большом количестве расположенных от Щучьей на расстоянии до одного километра, это подтверждают не только наши личные наблюдения, но и многочисленные отчеты туристов, ходивших по этому маршруту. Неподалеку от места нашей ночевки находилось одно из таких озер – озеро Халырахато. К сожалению, время поджимало, и сходить порыбачить на озеро нашим рыбакам не удалось.

Утром второго августа Коле в принудительном порядке пришлось расстаться со своим любимым cамсунгом: когда он грузился в пакрафт, телефон выскочил из кармана костюма и ушел в глубины Щучьей. Мы на катамаране уже успели отплыть от места стоянки, поэтому с любопытством наблюдали, как Коля полощется в реке. О его потере мы еще тогда не знали, кто-то из экипажа пошутил, что Николай достиг высшего уровня рыбацкого мастерства — ловли рыбы голыми руками.

Щучья, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
В устье реки Малая Хадата.

Где-то через пару часов наша группа достигла устья Малой Хадаты, полностью перегороженной сетью, на возвышении среди лиственниц разглядели несколько чумов. Желания подойти познакомиться никто из нас не проявил, оно и понятно: надо пользоваться моментом, пока нет встречного ветра, за день надо пройти не менее 25 километров. Сергей устроил непродолжительные купальные процедуры для своих мушек, но рыба проявила полное безразличие: «Фи, какая гадость ваши искусственные наживки, живых нам, пожалуйста!»

Во второй половине стало капать почти без остановки, пришлось облачаться в дождевики. Так и плыли: снизу вода, сверху вода. Иногда Макс доставал свою походную фляжку с коньяком, его запасы этого напитка казались бесконечными. Вкупе с шоколадкой коньяк действовал на нас как замечательный антидепрессант.

Уже прилично вечером нашли хорошее место для стоянки, для защиты от усиливающегося дождя натянули среди деревьев тент, там же организовали костер и вечерний стол. Долго не ложились, слушали музыку и грели свои шкурки возле жаркого пламени, благо, с дровами проблем не было.

День восьмой.

Дождь поливал нас почти всю ночь, лишь под утро решив, что с наших палаток хватит водных процедур. И на том, как говорится, спасибо. Плыть под таким ливнем удовольствие сомнительное.

После завтрака, состоящего из овсяной каши с изюмом и чая с печеньем, отправились дальше. Настроение приподнятое: по всем расчётам нам осталось плыть не более пятнадцати километров, если получится сократить путь по протоке, то всего десять. Это значит, что часа в три дня мы будем уже у железнодорожного моста.

Щучья, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Место нашей предпоследней ночевки.

Коля на пакрафте умотал вперед, но сегодня его отрыв от группы был осознанный: ему предстояло доплыть до протоки и узнать, сможем ли мы на катамаране по ней пройти. Дабы не скучать, ожидая наше прибытие, он затарился из общака несколькими луковицами и хлебом. Вроде именно в этот день, глядя на стремительно удаляющегося от нас Николая, я бросил фразу, выдающую появившуюся во мне «классовую неприязнь»: дескать, пока мы, на катамаране, да с общаком, веслами раз, два, три, четыре; он на пакрафте раз-два, раз-два. Шутил, конечно. Не особо доверяю всяким утлым суденышкам, предпочитая надежные баллоны катамарана, но пакрафт штука реально клевая.

Плывем и особо не торопимся.

У Макса наконец-то закончился коньяк, но его место в походной фляге занял сыктывкарский бальзам. Напиток, замечу, не хуже коньяка, на мой взгляд, даже лучше. Расслабились мы вообще в этот день в край, даже не особо гребли, дрейфуя по течению под музыку. Валентин порывался грести, но Макс веско заявил, что торопиться смысла нет, маршрут почти окончен. Экипаж выразил свою солидарность с Максимом, так что Валентину пришлось смириться с мнением большинства.

Приятное открытие: протока оказалась достаточно широкой для катамарана. Вместо четырёхкилометрового крюка по основному руслу реки, нам предстоит путь всего в девятьсот метров. Ура походным бонусам!

Щучья, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Конец протоки и железнодорожный мост.

Николай поплыл по протоке первым, мы последовали за ним, иногда отталкивая от гондол подтопленные бревна. Кстати, есть основание полагать, что в более низкую воду из-за этих бревен протока становится непригодна для прохождения катамарана, но в этот раз нам повезло.

Еще одно приятное открытие нас ожидало возле моста: на дороге мы увидели наш транспорт, на котором нам завтра предстояло ехать в Лабытнанги. Водитель вахтовки, кстати, как и нашего забросчика, его тоже звали Сергей, решил приехать пораньше. Вдвойне приятнее, что он привез нам заказанный нами ништячок в виде ящика пива, плюс свежий хлеб и чистую питьевую воду: в этом районе Щучья уже грязная, и не то, чтобы пить, купаться в ней не хочется.

Щучья, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Конечная остановка. Видна протока и наш катамаран.

Едва успели поставить лагерь, снова зарядил ливень. Сергей предложил нам готовить ужин на газовой плите в кунге вахтовки, там же мы развесили на ночь подсушить вещи. Наш водитель оказался очень приятным и компанейским человеком, если вы собираетесь путешествовать по Хадате большой компанией, однозначно рекомендую его услуги по выброске в Лабытнанги.

Вечер прошел в расслабленной атмосфере. Спать разошлись мы рано, так как договорились с Сергеем часиков в восемь утра выезжать в цивилизацию.