Рассказ о том, как семь туристов на Хадату ходили. День шестой. Игры в догонялки.

Проснулся я в четвертом часу ночи от сильных порывов ветра, налетающих на наш лагерь со стороны Пусьёрки. Шум от горных водопадов стоял такой, будто на нас шел большой водный поток, становилось реально не по себе. В один момент ветер дунул особенно мощно, норовя сложить палатку, но дуги устояли. Спустя мгновение до меня донесся чей-то крик, и я понял, что меня зовет Гоша.

Выскочил из палатки. Мама дорогая, шатер как корова слизала, костровой тент лежит на земле, а Гоша бегает по берегу и машет мне руками. Подбежал к нему и вижу: плывут наши шатер с баней по Хадате, неторопливо и печально погружаясь в реку. Есть известная картина Соловьева Льва Григорьевича с народным названием «Приплыли», ошибочно приписываемая Репину, а у нас хоть сейчас рисуй картину «Уплыли».

Георгий предложил сесть на катамаран и попробовал догнать хоть что-то из вещей, а я бы с веревкой на берегу страховал. Эту идею я отверг, так как течение тут было быстрое, и не удержи я катамаран, нам пришлось бы потом искать не только уплывшую снарягу, но и Гошу с катамараном (вот сейчас пишу этот рассказ, и понимаю, что можно было использовать пакрафт, хорошие мысли приходят слишком поздно).

Постоял на галечнике. Баня, подобно белому скоростному катеру, уже уходила за поворот реки, шатер походил на массивную неповоротливую баржу. На несколько минут у меня появилась надежда, что он застрянет где-то на противоположном берегу, но нет, вильнув на прощание задом, шатер тоже скрылся за поворотом.

Вернувшись к опрокинутому столу, собрал разбросанные ветром миски и кружки. Машинально цапнул кусок торта и начал жевать, задумчиво глядя в ту сторону, куда уплыло наше оборудование. М-да, ситуация. Ну, мой косяк, надо было не лениться и сложить баню, просушить её можно было и потом. Остается надеяться, что где-то дальше течение ослабеет, и шатер с баней прибьет к берегу.

Нам повезло, температуру Коле удалось сбить, и чувствовал утром он себя вполне сносно для нового ходового дня. Пока завтракали, Гоша в красках рассказал ночные подробности. Его палатка стояла на галечнике, поэтому ночевка у него был бессонная, под порывами ветра укрытие Георгия хорошо трепало. Но именно поэтому он и застал момент, когда сдуло шатер и баню. По ходу рассказа выяснилось, что ветром Катунь сразу снесло в воду, а шатер, подобно воздушному змею, чуть было не перелетел на другой берег в заросли, но гравитация всё-таки вышла победителем из этой схватки.

Торопливо позавтракав, стали собираться в дорогу. Тут стоит немного отвлечься и рассказать о забавном открытии. С самого начала нашего похода, при погрузке-выгрузке катамарана, мне периодически попадался в руки небольшой рюкзак. Помня по прошлогоднему походу по Нияю, что Сергей с Алёной практикуют именно такие рюкзаки, я не задавался особенно вопросом, чей он. В этот день, исследуя место стоянки на предмет забытых случайно вещей, когда весь остальной скарб был погружен на катамаран, на поляне я обнаружил этот самый рюкзак, сиротливо стоящий под деревом.

Хадата, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
В этом месте мы выловили нашу баню.

«Господа, — обратился я к товарищам, стоящим на берегу — а кто рюкзак-то оставил?». Затяжная пауза и недоумение. Выяснилось, что все свои вещи уже давно погрузили на катамаран. Интересно, и чей же мы все-таки рюкзак таскаем шестой день кряду? Открыли посмотреть, что внутри: какая-то одежда, но не походная. Единодушно пришли к выводу, что каким-то образом умудрились утараканить рюкзак Сергея, нашего забросчика. Вот он нас, наверное, вспоминал «добрыми» словами на обратном пути в Воркуту. Хорошо, что хоть не запаса провизии его лишили.

Попрощавшись с местом, давшим нам приют на две ночи, отправились в путь. Смотрим во все глаза, ищем притопленные шатер с баней. Подальше от места нашей стоянки течение реки и правда стало менее быстрым, глубина увеличилась до полутора-двух метров, по обеим сторонам кустарник. Вот на этом месте мы и заметили в первый раз белеющую на дне реки баню. Попытка выудить её не увенчалась успехом: когда Гоша умудрился подцепить палатку палкой, течение подхватило и потащило баню дальше.

«Рыжие» горы.

Второй раз мы обнаружили нашу Катунь на довольно шустром, но и мелком перекате. В этот раз баню удалось подцепить и вытащить, снова отличился Георгий (сначала я, теперь вот баня, еще одна банка сгущенки в его копилку). На душе полегчало, пусть шатер так и не получилось обнаружить, скорее всего, из-за его зеленого цвета мы просто не заметили его в воде и проплыли мимо, зато удалось спасти баню. Беглый осмотр показал, что обошлось малыми повреждениями: пропала одна дуга, и сильно потрепало крышу тента палатки, всё можно отремонтировать.

Подмытый рекой берег.

Кстати, на момент написания данного отчета тент палатки успешно штопается, а дуги для палатки были сделаны сразу две, одна на замену, и одна запасная, на всякий случай. К новому сезону наша баня снова будет в строю.

С чувством выполненного долга наша повеселевшая команда отправилась дальше. Пасмурно, но дождика нет, приятно. Места красивые. Большая Хадата течет по долине, расположенной между рыжих гор. Всюду лиственницы и много удобных мест под стоянки, с дровами у туристов тут точно не будет проблем. На одном из поворотов увидели основательно подмытый водой высокий берег, стоит запах свежей земли и перегноя. Прямо на наших глазах с берега оторвался приличный кусок земли и с громким плюхом ушел в воду.

Кордон егерей на Хадате.

В первом часу дня на правом берегу мы увидели что-то типа кораля. Верный признак того, что неподалёку расположен пост егерей заказника. Так и оказалось. На одном из разливов Хадаты, где основное русло реки уходит налево, на правом берегу мы увидели несколько домиков егерей. Протока там оказалась совсем мелкая, но наш катамаран всё-таки прополз по ней. Коля за это время уже успел сделать отметку у егерей, спросить про овцебыков (они ушли на дальние пастбища, плакала наша надежда посмотреть на этих зверей), прыгнуть в пакрафт и уплыть в условный закат.

Почему я особо акцентировал внимание именно на этом моменте? Отвечаю, потому что спустя некоторое время началась вторая часть нашего наполненного событиями дня. А именно, вторая часть догонялок, не зря же я назвал свой рассказ именно так.

Хадата, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
В ожидании «отставшего» товарища.

Итак. Плывем мы себе неспешно по протоке на нашем катамаране, выходим на открытое пространство, плывем дальше. Пакрафт Николая нигде не отсвечивает, ну нет его впереди. Привычно взял в руку рацию и спросил у Коли, где он находится. Ответ пришел неожиданный: он позади нас, отстал, догоняет. Такое я не ожидал услышать, но счёл, что напарник точно знает, что говорит. Как вариант, где-то заплыл в совсем узкую протоку и отстал, с кем не бывает. Дал команду экипажу пристать к берегу, заодно разомнем ноги и сходим до ветру, всё-таки плывем уже долго.

Прошло полчаса, ни Николая, ни пакрафта не видно. Рация на мои запросы не отвечает. Забыл упомянуть. К этому времени на колиной рации сел аккумулятор (видимо, заводской брак, на моей до сих пор было две палки), поэтому мы пользовались более простыми «пищалками» Максима, радиус действия которых не такой большой. Посовещавшись, мы решили, что не мог Коля никак оказаться позади нас, а значит, он умчался далеко вперёд аки пчелой ужаленный, это объясняет и то, что связь с ним пропала.

Хадата, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Типичный песчаный берег реки Щучья.

Я не буду сильно подробно описывать процесс погони. Упомяну лишь, что было весело, и когда в очередной раз мы смогли связаться с этим пропеллером в пакрафте по рации, он уже был на впадении Большой Хадаты в Щучью, и я ему сказал, чтобы там он и находился до нашего прибытия. К Щучьей мы прибыли на час-полтора позже Коли. Там и выяснилось, что в заблуждение его ввел егерь на кордоне, сказав, что мы уже пропыли мимо, поэтому Николай и посчитал, что находится позади нас.

Устье реки Большая Хадата.

Небольшая ремарка. Ближе к слиянию рек Большая Хадата и Щучья галечниковые берега пропадают, реки мутнеют. Как правило, берега то становятся высокими, глинистыми, с большими и красивыми лиственницами, то превращаются в песчаные и топкие длинные пляжи с невысоким кустарником. Именно такими берега будут вдоль всей реки Щучья, имейте в виду.

Туристский перекус.

Из-за погони за Колей обедать нам пришлось довольно поздно, можно сказать, что это был ранний ужин. Разместились на правом берегу Щучьей, совсем рядом со слиянием, и устроили себе небольшой пир: жареный и малосольный хариус, сало, шоколад, чай. Пока Алёна жарила рыбу, я побегал по берегу с фотоаппаратом по берегу. Погода начала налаживаться. Облака потихоньку разошлись, и мы впервые за пять дней похода увидели ясное небо над головой.

Река Щучья.

В шесть часов вечера на реке Щучьей нас грело теплое и приветливое солнце! В первый раз за весь поход! Как же это было классно, как изменились окрестности вокруг, озаренным солнечным закатом. В такие моменты начинаешь особенно ценить простые жизненные радости.

Хадата, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Первый солнечный день нашего похода.

Оставшаяся пара ходовых часов у нас ушла на поиск места для лагеря. С этим на Щучьей реальная жопа. Да-да, я осознанно употребил это слово. Из дальнейших дней похода я вынес следующее: хороших, реально хороших мест под стоянку на реке Щучья всего два. Первое на впадении в Щучью реки Малая Хадата, но там вам разбить лагерь не получится, так как стоят чумы оленеводов; второе хорошее место расположено километрах в пятнадцати от железнодорожного моста, но там тоже может быть занято оленеводами. Так что вариантов у туристов остаётся три: либо лезть на высокий берег, утопая в глине, либо останавливаться на песчаном пляже и быть готовым, что песок будет у вас везде, третий вариант – это брать с собой мотор и проходить Щучью за один день.

Песчаный берег. Река Щучья.

Мы выбрали первый вариант, вставать на сыром песке был вообще не вариант, очень сыро вплоть до зарослей густого кустарника, куда не впихнуть ни одной палатки, плюс плохо с дровами. Выбрали более-менее пологий берег, куда можно было залезть, утопая в топкой глине разгрузили катамаран, и крепко привязали его двумя веревками к большому поваленному дереву.

Туман на Щучьей.

Место оказалось не таким уж и плохим: с высокого берега открывался красивый вид, вокруг много валежника, костровой очаг соорудили прямо в сухом пне. После девяти вечера всё заволокло густым туманом, и мы невольно ощутили себя в подобии Сайлент Хила, кто видел фильм, поймет, о чем я.

До окончания активной части нашего похода оставалось два ходовых дня. А там нам предстояла выброска в Лабытнанги и возвращение на поезде в Воркуту.