Рассказ о том, как семь туристов на Хадату ходили. День третий. Ежики в тумане и сердце ИГАНа.

Ночью спалось плохо, и дело было не в достаточно жестком туристском ложе, а постоянном шуме моторов. Да, прямо не дикая и безлюдная местность, а проезжая часть. Я утрирую, конечно, но по звукам с улицы было действительно очень похоже.

Воркута, Хадата, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Вот такой предстала Хадата на третий день похода

Сначала в час-два ночи приехали вездеходы Юрия Васильевича. Когда я услышал приближающийся лязг гусениц, сразу понял, что это они, Людмила предупреждала нас, что прибудет группа туристов из Москвы. Выходить из палатки не стал, водителям вездеходов всё равно не до нас, после долгого пути на озеро, им предстоял не менее долгий путь назад, не до общения. Алёна, правда, выходила, но туристов привез не сам Юрий Васильевич, к которому она очень прониклась ещё с прошлогодней поездки на Естото, а Виктор с Эдуардом.

Палатки москвичей

В четвертом часу ночи снова рокот моторов, теперь по звукам я даже не смог определить, что за машины приехали. Но тарахтели они долго, кто-то ходил туда-сюда мимо палатки и весь остаток ночи болтали мужики. Часов в шесть транспорт уехал, а мужики остались и продолжали балагурить.

Воркута, Хадата, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Наш лагерь и позади лагерь рыбаков

Дождавшись сигнала будильника, выползаю на свежий воздух. От безлюдной местности, в которой мы разбивали свой лагерь, не осталось и следа. Чуть подальше нас, на берегу озера, стоят штук шесть палаток москвичей, самих их не видно, отсыпаются после заброски. За нашим лагерем в кустах стоит шатер и палатки тех мужиков, которых привезли позже, там не спят, вовсю идут посиделки в шатре и периодически доносится хохот.

Мда, вот тебе и дикий Север. Ладно, ничего страшного. Хадата — место популярное, поэтому неудивительно, что тут собралось сразу три группы, это еще воркутинская группа что-то подзадерживается, а то тут вообще было бы не протолкнуться.

Пару слов о погоде. Погода нехорошая, но без дождя, пока что без. Вершина Харнаурды-Кеу вся в облаках, а ведь нам туда сегодня идти. Ветер как дул в ту сторону, откуда мы пришли, так и дует. Наш новый шатёр, который мы поставили вчера вечером, радует, под ветром стоит и не шелохнется.

Утренний улов

Пока занимался делами, ко мне подошел старший группы, поздоровались. Спросил откуда мы, и как долго планируем стоять у озера. Оказалось, что они на Хадате частые гости, приезжают рыбачить чуть ли не каждый год, забрасывали их через хадатинский кордон на трэколах. В планах у рыбаков на катамаране с мотором половить гольца на самом озере, а потому уже пойти вниз по Большой Хадате.

Дожидаясь завтрака, народ пошел рыбачить, клев есть, но не сказаться, что активный, на малосолку хватило. После завтрака стали готовиться к радиалке на ИГАН. Достал из гермосумки рации, фототехнику и сигнал охотника. Кинул всё в небольшой рюкзак, взятый мной специально для радиальных выходов, в него же пошел перекус: сыр, хлеб, сушки, козинаки и термос с чаем. Пока собирались, стал идти мелкий моросящий дождик, даже не дождь, а какая-то водная взвесь в воздухе, поэтому пришлось облачаться в дождевики.

В одиннадцать часов дня переправились на другой берег, тут мы немного затупили. Вместо того, чтобы кинуть ботинки на палубу, а самим переправиться в сапогах, и там уже переодеться, мы все сразу облачились в туристскую обувку. С нашего-то берега ладно, там нас Николай оттолкнул, а вот чтобы пришвартоваться к другому, мне пришлось скинуть ботинки и спрыгнуть с голыми ногами в довольно бодрящую водичку реки. Зато ноги освежил, совместил приятное с полезным.

Ручей Гидрологов

Двинулись вверх по ручью Гидрологов, разделённого на несколько русел. В более теплое время большая часть из них пересыхает, и перейти на правую крайнюю сторону не составляет проблем. Но не в нашем случае, воды в ручье много, а ботинки мочить не очень хочется, поэтому идем вдоль главного русла ручья и высматриваем удобное место для переправы. Первым перескочил на правый берег Гоша, нас смутили шатающиеся камни, поэтому повторять его подвиг не стали, идём дальше. Могу сказать, что я в итоге плюнул на поиски переправы, привычным движением скинул с ног ботинки, и пошлёпал прямо по ледяной воде ручья, ноги возмущенно сообщили, что они против такой экзекуции, но было уже поздно. Валентин таки где-то повыше перешел аккуратно с камня на камень, а Максим вообще совершил мастерский прыжок в длину с места и тоже оказался на нашей стороне.

Плоское плато.

Начинаем карабкаться вверх, начальный подъем довольно крутой, градусов 35-45, крупные курумы чередуются с клочками земли с травой. Лезем не прямо вверх, а как бы совершаем подъем с перемещением влево. Гоша с Максимом резво скачут по камням, отдалившись от нас с Валентином метров на пятьдесят, в голове у меня сам по себе возник припев из песни Высоцкого «чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее».

Воркута, Хадата, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
На обзорном плато, хорошо видно блеск воды на дождевике

А дождик продолжает моросить, дождевик пусть и хорошая вещь, но влагу он как не пускает к телу, так и от него тоже не пускает, поэтому одежда становится влажноватой. Ботинки, само собой, у всех тоже начинают сыреть. Но задача поставлена, и надо лезть дальше. Признаюсь, у меня было желание развернуть людей, и вернуться в лагерь, но увидеть ИГАН хочется, поэтому восхождение продолжается после небольшого перекуса.

На обзорном плато

Позже крутая часть горы заканчивается, и начинается довольно большое плато, с края которого открывается красивый вид на озеро. Достаем фотоаппараты тратим несколько минуть на фотосессию. К сожалению, из-за постоянной мороси приходится протирать объектив зеркалки, тряпочка для протирки тоже отсырела, и добиться чистоты объектива так и не получилось, пришлось пользоваться мыльницей. Но все равно прекрасный вид, стоит того, чтобы сюда лезть. Даже сейчас, с низкими облаками, сильным ветром, дождем, с мокрыми ногами, просто стоим и наслаждаемся моментом. Сообщил по рации Николаю, что у нас всё нормально, и продолжаем идти к ИГАНу.

Воркута, Хадата, Polar Travel, Полярный Урал, туры на Полярный Урал
Перед ледником, позади нас большой снежник

Подъем не слишком крутой, больше приходится идти по плоским площадкам из крупных камней. Максим всё вырывается вперед, видимо, опасается, что я разверну группу назад. Чуть позже выходим на очень крупный снежник, тут я потерял Максима из виду окончательно, пришлось доставать свисток и пару раз свистнуть. Издалека раздался ответный свист Макса, оказывается, он уже успел пересечь весь снежник и аккуратно перемещался по курумнику, явно что-то там увидев. Опасаясь трещин под снегом, мы пошли вдоль тела снежника по камням. Забыл упомянуть, все эти наши передвижения происходили чуть ли не в облаках, видимость не очень хорошая, чувствуем себя ежиками в тумане, вдобавок мокрыми.

Ледниковое озеро

Подойдя к Максу, мы сначала увидели белесо-голубое ледниковое озерцо, в обрамлении льдин и снега. Сам ледник нам виден не был, точнее, был, но буквально небольшая его частица, всё остальное скрывали облака. Но тут нам повезло, облака начали расходиться, и тогда стал понятен весь масштаб ИГАНа. Он огромный, не смотря на то, что потерял большую часть своего объема за последние пятьдесят лет. При этом даже сейчас ледник вызывал у нас всех восхищение и восторг. Вновь достаем технику, надо обязательно это всё запечатлеть.

Фото на фоне озера
Облака начали уходить и показался ледник ИГАН

Спустились вниз к леднику, само тело ледника не видно под слоем снега, местами, розового снега. На заснеженных скалах видно огромное пятно, очертаниями похожее на стилизованное сердце. Я тут же для себя его назвал «сердцем ИГАНа» (везет мне в этом году на сердечные символы, дней десять назад поймал «сердце» на Соби, теперь вот на ИГАНе).

«Сердце» ИГАНа

Мужики дурачатся, сначала Валентин прокатился по снежному склону на своей пятой точке, потом Макс попробовал проехаться на ногах, не с таким успехом, как это получилось у Валентина. Рации, кстати, на леднике не брали, высокие скалы глушат сигнал. Достал флаг Polar Travel, надо обязательно сфотографироваться на фоне этого великолепия. Максим рвется сбегать до самой вершины Харнаурды-Кеу, но тут уже я высказался категорически против. Ноги у всех сырые, погода сумрачная, и пока будем ходить туда-сюда, может оказаться, что возвращаться будем чуть ли не по темноте, поэтому идем обратно в лагерь.

Флаг Polar Travel на самом большом леднике Полярного Урала

Дождь к этому времени прекратился, дует довольно пронизывающий ветер, но дождевики выступают сейчас в роли ветровок. Идем потихоньку назад, кое-где попадаются «артефакты» прошлого, какие-то деревяшки, в одном месте куча ржавых консервных банок, металлические детали. Когда-то тут проводились наблюдения за ледником и остались такие вот следы прошлого.

Возвращаемся назад

Вновь стал добивать до лагеря сигнал рации. Рассказал Николаю, что дошли до ледника, и теперь возвращаемся назад. Появилась мысль бахнуть из сигнала охотника с обзорного плато, о чем я и сказал напарнику, чтобы был готов к салюту. Хулигать, так хулиганить. Что и было мною сделано, правда, когда спустились, Николай сказал, что сам хлопок он слышал, а вот сигнального огня не увидел.

Спускаемся вниз, на берегу реки можно разглядеть три лагеря.

Чтобы сократить путь назад, решили спускаться по стороне горы, расположенной ближе к озеру. Кое-где наклон чуть ли не пятьдесят градусов, но зато приближаемся к лагерю гораздо быстрее, Гоша убежал вперед, я не протестую, его синюю куртку видно хорошо, не потеряется. Максим наоборот, отстаёт, фотографирует, поэтому я тоже не особо тороплюсь, держу его в поле зрения. Так и спустились потихоньку вниз. На поход к леднику и обратно у нас ушло в общей сложности часов семь, это с перекусами, поисками переправы, фотографированием и прочими паузами.

Сушим обувь

А после мы дружно сушили обувь возле костра и делились впечатлениями. Засиделись допоздна, дров было много, а у костра от хорошей компании и уходить не хочется. К нам подходили поболтать москвичи, оказалось, что в их группе много детей, приобщают к туризму смолоду. Принесли попробовать свой спирт и малосол, мы поделились своими богатствами. В общем, второй вечер на озере прошел неплохо.