Рассказ о том, как семь туристов на Хадату ходили. День второй. Бурлаки на Хадате.

Подъём 28 июля состоялся в 10 часов утра, точнее, встал я, товарищи еще спят, а мне надо готовить завтрак. Чтобы не тратить время, решил сварить рис в пакетах, в качестве приправы сгущенка, к чаю бутерброды с колбасой. Пока доставал продукты и ходил за водой, успел сделать несколько фотографий на зеркалку.

Безымянная гора-пила.

Погода, откровенно говоря, не радует, облака стоят низко, закрыв всю вершину горы Анучина. Ветер продолжает дуть оттуда, куда нам предстоит плыть, а это значит, что снова надо будет тащить катамаран на веревке. В общей сложности, это километров 6, а по береговой линии все 7-8. Налегке этот путь можно пробежать часа за два-три, даже с учетом скачек по куруму и кустов, через которые надо будет продираться. Но мы не налегке, а значит, день будет непростым.

Облака над горой Анучина

После завтрака быстрый сбор, Николай усаживается на гондолу катамарана с веслом, у него задача подгребать и отталкивать судно от берега. Один нюанс стоит упомянуть, не смотря на то, что Хадатаёганлор озеро чистое, но камни возле берега сплошь покрыты илом, на берегах заросли кустов, и хочешь-не хочешь, а бурлаку приходится часто идти по колено в воде, надо быть вдвойне осторожным, чтобы не навернуться и не намочить ноги. Кто-то из мужчин, уже не помню кто, впрягся в веревочную петлю и начал тащить катамаран.

Бурлаки на озере Хадатаеганлор

Я пока откровенно филоню, бегаю, фотографирую, приглядываю за членами группы, держа постоянно всех в поле зрения. В общем, стараюсь делать несколько дел одновременно, получить материал для будущего отчета, и не дать клиентам попасть в передрягу, люди все взрослые, но мало ли что может случиться. Хорошо, что почти все в оранжевых жилетах, видно далеко. Кстати, моё поведение себя оправдало в дальнейшем, так как Максим в этот день заставил немного побеспокоиться не только меня, но и Алёну с Сергеем, пропав ненадолго из виду. Но об этом я расскажу позже.

Иду замыкающим

Продвигаемся вдоль берега вперед, Гоша, Максим, Валентин и Сергей сменяют друг друга на веревке. На протоке между Большой и Малой Хадатой четверо уселись на катамаран, пытаясь проплыть триста-четыреста метров, но бесполезно, ветер мало того, что начал сносить наше судно к другому берегу озера, так и течение было такое, что уже стало непонятно, малое озеро несет свои воды в большое озеро, или наоборот. Намучились изрядно, мы с берега наблюдали, как ребята буквально метр за метром продвигаются вперед, но помочь ничем не могли, так как между нами находился еще один рукав протоки, и пересечь его даже в броднях было невозможно. В конце концов течение было побеждено, и катамаран снова приблизился к нашему берегу.

Озеро Большое Хадатаеганлор

Часа в четыре устроили перекус и отдых. Пока накрывали стол (бекон, хлеб, сыр, халва, овсяное печенье). Кстати, мне это печенье сопоходники припоминали всю Хадату. Дело было так. Мы брали точно такое же печенье в тур выходного дня «129/Собь», который проходил буквально за неделю-полторы до сплава по Хадате. Очень вкусное печенье, и мягкое, ключевой момент. Поэтому когда закупали продукты на Хадату, я со спокойно душой приобрел несколько пачек этого самого овсяного печенья. И что бы вы думали? Оно было такое же вкусное, но при этом дубовое. Короче говоря, надо мной подтрунивали все десять дней, хотя в последние дни похода даже сами начали просить: «А дай-ка нам твоих печенюшек, что-то тверденького захотелось погрызть».

Отдых и обеденный перекус

Между тем, Макс решил позабрасывать удочку и поймал неплохого хариуса, первый трофей в походе, начало положено. Пока ели, заметили двух человек, идущих к нам вдоль берега, аккурат с той стороны, откуда недавно пришли мы. Зрение у меня не очень, но быстро догадался, что это кто-то из воркутинской группы. Так и оказалось, к нам подошли Елена и Светлана, их группа из-за ветра остановилась на озере. Немного поболтав, выяснили, что их привезли на малое озеро только в 4 часа утра, то есть мы обогнали их на шесть часов. Женщины отправились в обратный путь, а мы двинулись к истоку реки Большая Хадата.

Памятная табличка погибшему туристу

Идя по берегу, Алёна обратила внимание на странные отблески вдалеке под горой, они как будто подавали нам какой-то сигнал. Появилось предположение, что, вероятно, кто-то попал в беду и просит помощи. Естественно, решили проверить. Но всё оказалось несколько прозаичнее, это оказалась памятная табличка, которую ветер вращал вокруг оси, и именно её отблески мы и видели. Табличка эта мне был хорошо знакома, видел на фотографиях, её установили в 2017 году друзья Виталия Удалова, погибшего в районе Хадаты в 2015 году. Сделал пару фотографий на мыльницу, если вдруг они попадут на глаза друзьям Виталия, то будут знать, что их памятный знак цел и невредим.

Безымянный ручей, там вдали под скалами красивый водопад

А чуть позже произошло то самое событие, которое заставило нас поволноваться. В районе выступа, который разделяет Большое Хадатаёганлор на условные две части, в озеро впадает красивый ручей. И вверх по этому ручью резво убежал Макс в поисках красивых кадров. Всё-бы ничего, но на Максе был жилет цвета хаки, и среди серых камней и растительности именно его мне было видно не очень хорошо. Остановился, наблюдая, как Максим копошится в районе некрупного снежника рядом с водопадом. Вот он лезет куда-то вверх… и пропадает. Ко мне успели подойти Алена с Сергеем, Гоша, а Максима всё нет. Двинулся к водопаду, гоня из головы нехорошие мысли. Но тут Макс как чертик из табакерки выскакивает из-под снежника. Оказалось, ему захотелось снять на телефон водопад, а под снежником этим воды ручья пробили довольно большой проход, и именно в этот проход Максим и залез. Я пробурчал, что уж сегодня точно все распишутся в журнале инструктажа по технике безопасности, в профилактических и назидательных целях.

Бравые ребята на Хадате
Тащу катамаран

На последних километрах я прибрал фотоаппарат подальше, или вообще отдал его кому-то из товарищей, не помню уже, и впрягся в веревку сам. Так и дошли до истока, сменяя друг друга, на часах было чуть больше семи вечера. Задача максимум на сегодня была выполнена, оставалось дело за малым: собрать дрова (которых тут оказалось в достатке), поставить лагерь и накормить людей. Малое было выполнено успешно, а потом были посиделки у костра, распитие коньяка, обсуждение прошедшего дня и планов на будущий день.

Вечерние посиделки.

Было решено, что желающие идут завтра на ИГАН, кто не хочет, остаётся в лагере ловить рыбу. На ледник вызвались идти Гоша, Максим, и Валентин, с ними отправляюсь я. Николай с Сергеем и Алёной останутся в лагере. А уже послезавтра нам предстоит хороший марш-бросок по Большой Хадате, чтобы нагнать график, из которого мы пока выбились.